Эстетика в мире растений
Наступила зима. У садоводов - коротенькая пора теории, а не практики. И пока есть время, давайте познакомимся с интересными, на наш взгляд, размышлениями о красоте растений Юрия Линника из Петрозаводска.
Эстетически значима композиция растения, его архитектоника. Иногда она проста и однообразна, но обычно ей свойственна сложная расчлененность, иерархичность. Растение является как бы большой сверхструктурой, включающей в себя множество малых структур. Смотрите! Стебель: то округлый, то ребристый, то гладкий, то в волосках, то с каннелюрами, то с перевивами, то полый, то цельный. Листья: округлые и линейные, цельные и кружевные, перистые и гребенчатые, лировидные, яйцевидные, игловидные и т.д. Цветы: звездчатые, колокольчатые..; со шпорцами, шлемами, зевами; с лепестками цельными, с нектарными ямками и кармашками...
Впечатляет конструктивная целесообразность растений. Когда-то москвичей поразила радиобашня Шухова. Удивительно ажурное сооружение! Однако в строении растительных стеблей мы обнаруживаем немало сходных структур. Растения дают свои варианты легких и прочных конструкций. Недаром архитектурная бионика многому учится именно у растений.
Философ Сократ отождествлял красоту с целесообразностью. Интересная мысль! Красота целесообразного есть красота полезного. Вот удивительное явление листовой мозаики: часто листья располагаются симметричными розетками. Рассматривая эти красивейшие композиции, в них на первый взгляд трудно увидеть что-либо утилитарное. Тем не менее соображения целесообразности здесь первенствуют: мозаичное расположение листьев обусловлено функциональной задачей - не затенять друг друга. Полезное совместилось с прекрасным, причем их союз в нашем случае особенно ценен: ведь листовая мозаика - одно из наиболее эстетически значимых явлений в мире растений.
Также структурные начала прекрасного замечательно проявляются в законах спирального листорасположения. Между двумя расположенными друг над другом листьями спираль может сделать разное число оборотов. У каждого вида это число является строго фиксированным. Формулу листорасположения можно записать в виде дроби: числителем здесь будет количество спиральных оборотов, а знаменателем - число листьев в пределах каждого оборота. Если вы заинтересовались, попробуйте составить формулы листорасположения известных растений (овсяница, осока, смородина, лен, ель), затем выстройте эти дроби в одну последовательность и у вас получится закономерный ряд! При переходе от одной дроби к другой происходит сложение числителей и знаменателей. Этот ряд был открыт Фибоначчи и носит его имя. Известна связь ряда Фибоначчи с законом золотого сечения.
И все таки, структура, правильность, регулярность - это оценочные критерии одного плана. Но красота растений не сводится к красоте структурного начала. Это еще и красота неповторимости!
Однодольные и двудольные растения придерживаются явно различных стилевых направлений. Это чувствуется сразу, при первом взгляде на их представителей, скажем, на ландыш и герань. Однодольные стремятся к цельности и лаконичности образа. У них не всегда выражена метамерия стебля - его составленность из нескольких междоузлий. Одинаковые части они или сводят к минимуму, или сливают их в одно непрерывное целое. Любовь однодольных к простоте, завершенности и определенности очень зримо проявляется в их линиях. Они всегда цельные, с замкнутым, очень гармоничным контуром; края у них ровные, жилкование дуговидное, - жилки как бы вторят абрису листа. Своеобразна симметрия цветов у однодольных: для них типично наличие или трех, или шести лепестков венчика. Это их любимые числа, - иных симметрий они не признают.
В рамках иного канона развиваются двудольные. Им свойственна несравненно большая раскованность формы. Двудольные словно живут в другом ритме: несколько более убыстренном, чем у однодольных. В их облике четко проявляется динамика роста. Растения спешат объять и высь, и ширь. Они порой очень обильно ветвятся. Поэтому их архитектоника отличается большой сложностью, расчлененностью. Линии и контуры двудольных весьма разнообразны. Листовые пластинки у них нередко рассеченные, - часто пильчатые или зубчатые по краю. Жилкование обычно сетчатое. Для цветов типична пятимерная симметрия. В пределах этих общих признаков разворачивается потрясающее разнообразие двудольных. Единый стилевой ключ у них намечен лишь в самых общих чертах. По сути дела каждое семейство вырабатывает свой очень индивидуальный стиль. Экспериментаторский дух весьма ощутим у двудольных. Они могут создавать и классически строгие, и романтически тревожные, и маньеристически вычурные формы.
Мы поняли, что в растениях торжествует великое начало структурности, но совместно с красотой неповторимости. И это - основа эстетики растений. Спектр их форм и структур поражает своей широтой. Маленькая ряска и огромный эвкалипт: трудно поверить, что у столь разных форм все же одна основа. Это - растения.