Рододендроны - это загадочная красота
Рододендроны - это загадочная красота. Они разные: по цвету, по времени цветения, по "масштабам"... И поэтому в самый красивый месяц лета мы хотим вам приоткрыть некоторые загадки, хитрости и, даже можно сказать, коварство (не говоря уже о пользе) этого растения. А поможет нам в этом автор многих очень интересных статей Г.В.Сележинский.
"Везде одинаково пленяя, украшает альпийская роза... тысячекратно изменяющийся ландшафт своей родины, и то рдеет уединенно, как розовое пламя, над водопадом ледяного потока, то покрывает все пространство горы, которая со своим пурпурным ковром глядится в зеркало альпийского озера" - так описывали путешественники горные рододендроны, исстари называемые в Центральной Европе "альпийскими розами". Впрочем, с розой их роднит разве что цвет венчика да еще имя, переводимое с древнегреческого как "розовое дерево": так впервые назвал растение в 1585 г. итальянский врач, философ, ботаник Андреа Цезальпино. А на самом деле ближайшие родственники рододендронов не розы, а клюква и вереск.
Альпийские рододендроны могут служить образцом бережного отношения к воде. Почва альпийских лугов холодна (ведь рядом вечные снега и ледники), холодны и грунтовые воды, поэтому они плохо усваиваются растениями. Приходится экономить труднодоступную влагу - и вот "альпийская роза" научилась извлекать ее из воздуха, благо влажность его тут всегда высока. Для этой цели ее кожистые листья приспособлены просто замечательно. Снаружи они глянцевитые, по краям реснитчатые, а снизу покрыты волосками. Пушок, в который упрятаны устьица (через них растение дышит), уменьшает испарение влаги. А поглощается она из воздуха с помощью специальных железок, выделяющих слизисто-смолистое вещество. Капли влаги, осевшие из воздуха на верхнюю сторону листа, скатываются с его гладкой поверхности к краям листовой пластинки. Благодаря ресничкам, окаймляющим лист, капли не падают, а переходят на нижнюю его сторону. И тут воду впитывает вещество, выделяемое железками: оно тотчас набухает и удерживает влагу. Теперь железки начинают работать как насосы, направляя воду в сосудистые пучки листа. Когда же вся влага перекачана, выделения железок подсыхают и образуют корочку, которая защищает нежные железистые клетки от чрезмерного испарения. А у нашего Р.даурского, растущего в Сибири, те же железки выделяют летучее вещество. Окружая листья невидимой рубашкой, оно создает для растения нужный микроклимат, а вдобавок отпугивает травоядных животных.
Однако рододендроны приживаются только в том случае, если условия жизни на новом месте напоминают им родные горы. Прежде всего: никакой сухости ни в воздухе, ни - особенно - в почве (которая, кроме того, должна быть хорошо дренирована) и, естественно, почва должна быть кислой.
"Вообще здесь ничего не было, что могло бы возбудить удивление, но много было ульев, и все те солдаты, которые наелись сотов, лишились сознания... Было очень много больных, словно после поражения... Но на следующий день никто не умер, а... начали приходить в сознание; на третий и на четвертый вставали словно после лекарства," - так описывал древнегреческий историк и полководец Ксенофонт, побывавший в 401 г. до н.э. в Колхиде, действие "пьяного меда", который пчелы делают из цветов рододендронов. Естественно, и по сей день пасечники знают, какие рододендроны и в каких условиях дают такой "эффект". Но, конечно, никогда не допустят, чтобы этот мед кто-либо попробовал. А для мелкого рогатого скота опасны даже листья этих видов рододендрона. Но в то же время настойка из листьев оказывает стимулирующее действие на человеческое сердце.
Андромедотоксин, арбутин, эриколин, рододендрин, витамины С, Р и др. лекарственные вещества обнаружены у 9 видов рододендронов Кавказа и Сибири. Многие из них применяются в народной медицине при лечении сердечно-сосудистых и кишечно-желудочных заболеваний, при ревматизме, подагре, простуде, женских болезнях, при обморожениях и стоматитах, наконец, как мочегонное и антисептическое средства. Особенно популярен Р.Адамса, называемый в Сибири "душистым прутком". Чай, приготовленный из его листьев, не только приятен на вкус (он пахнет земляникой), но и снимает усталость, придает бодрость. Это же растение используется в Бурятии и как средство от моли. Кроме того, "душистый пруток" нашел еще одно применение: из его листьев добывают эфирное масло для парфюмерии и мыловарения. А цветы Р.желтого давно уже заготавливаются для нужд ароматной индустрии - до относительно недавнего времени их даже экспортировали из Полесья во Францию.
Для полноты нашего семейного портрета рододендронов добавим еще несколько последних штрихов. Плотная, красивого рисунка древесина Р.понтийского используется для токарных и столярных изделий. Р.даурский может служить живым указателем - индикатором для геологов при поисках вольфрама и молибдена, а для овощеводов - при посадке картофеля: в Сибири, на широте Братска, картофель можно сажать, как только на этом рододендроне появятся цветы, что соответствует прогреванию грунта примерно на 10 см. Листья Р.кавказского (прекрасного, к слову, медоноса) охотно поедают козы и овцы без всяких вредных для себя последствий. Наконец, побеги и листья почти всех видов отечественных рододендронов богаты дубильными веществами.
Теперь мы понимаем, что "дерево розовое" не только красивое, но и полезное... Поэтому давайте не забывать, что в последнее время естественные заросли рододендронов, прежде всего даурского и желтого, заметно поредели. Их веточки (под неправильным названием "багульник"), словно вспыхивающие в разгар зимы фиолетово-розовыми цветами, все чаще украшают многие городские квартиры, поставленные в воду, они зацветают дней через 10. В Сибири ветки для таких зимних букетов заготавливают миллионами, не всегда соблюдая интересы растений. А ведь для этого нужно не так уж много: с каждого куста, чтобы он не погибал, можно срезать (а не обламывать!) не более трети его побегов, длина которых не должна превышать 40 см.